Информация

Воспитательное пространство

Родителям

Учительская

СППС информирует

Профориентация

Общественные организации

Пункт коррекционно-педагогической помощи

История школьной формы отражает историю развития общества. Форма для детей  менялась от наглухо застегнутой военной шинели и гимнастерки до «джинсовой моды» 70-х годов прошлого века и современной одежды делового стиля для школьников.

Школьная  форма  для мальчиков в Российской Империи  была впервые официально  введена в 1834 году, когда утвердили форму   мундиров для гимназистов и студентов.  Форма была военного образца, и носили её с гордостью – она считалась символом принадлежности к элите, т.к. только дети представителей высшего сословия имели возможность получать образование. 

  В то время, кстати, учителя в гимназиях также должны были носить форменные сюртуки.

Школьная форма для девочек появилась значительно позднее, в 1896 году.

В 1918 году детская форма в школах впала в немилость, её посчитали атрибутом буржуазии и отменили.  Также причиной отмены была бедность, невозможность обеспечить всех школьников формой в смутное время разрухи и обнищания населения.

Новый подъем интереса к школьной форме  - в 1948 году, когда вводится раздельное обучение в школах. Форма становится обязательной для школьников.

Раздельное обучение было отменено уже в 1954, а вот форма осталась.  Для девочек это было коричневое школьное платье, черный фартук, белые манжеты и воротничок. Белый фартук надевали вместо черного в торжественных случаях.  Интересно, что школьная форма для девочек  практически не изменилась вплоть до распада СССР.

  

А вот форма для мальчиков с 1948 до 1992 менялась несколько раз. Сначала мальчики должны были носить гимнастерки военного образца, ремень с пряжкой и кепку с козырьком из кожи. 

 

В начале 70-х годов был введен новый школьный костюм для мальчиков, в котором наметился отход от военной тематики. В нем прослеживались веяния так называемой «джинсовой моды» тех лет: костюм был синий, с пятью алюминиевыми пуговицами. Выполнен он был из полушерстяной ткани.

  

В школьной форме советского времени также присутствовала символика. Это, в первую очередь, был галстук для пионеров. Октябрята и комсомольцы  носили значки на груди.

 

 На рукаве синего костюма для мальчиков  была нашита эмблема с раскрытой книгой и солнцем, символизирующая известное изречение «Учение – свет…».  На эмблему костюма для старшеклассников добавили ещё символ атома.

 В 1992 году вместе с распадом Советского союза отменили и школьную форму СССР.  Новую историю школьной формы в Беларуси во многом формировали такие предприятия, как «Славянка», «Калинка», «Надекс» и другие. Они выпускают широкий ассортимент продукции, которую уже трудно назвать формой – это одежда делового стиля для школьников. Она отражает современные модные тенденции  и предполагает свободу выбора.

Требования к внешнему виду

Деловой стиль одежды– рекомендуемый стиль одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных мероприятиях вне учебного заведения.

Следует отметить, что одежда для подростков имеет не только функциональное, но и символическое значение, играет важную роль на процесс становления личности. Нередки случаи ссор и стычек между одноклассниками по вопросам внешнего вида и на темы различия вкусов. По решению данной проблемы большую роль может сыграть школьная форма. Школьная форма занимает ведущее место в системе школьных отношений и ценностей и символически показывает, что является главным, ориентируя учащихся на интеллектуальные и гуманистические ценности в межличностном общении. Школьная форма препятствует проникновению ценностей подростковых контркультурных группировок в школьные отношения, способствует свободному самоопределению вне группового давления.

  

Одежда является своеобразным способом самоутверждения.Порой дорогие атрибуты становятся способом компенсации при отсутствии реальных достижений в образовании, спорте и человеческих отношениях, имеющих огромное значение в будущем. Школьная форма способствует интеллектуальному самоутверждению подростка.

   

Форма повышает эффективность обучения.

Внимание - это важный аспект психологии, необходимый для успешного обучения. Внешние факторы, а к таким можно отнести внешний вид учащегося, порой переключают внимание и не дают возможность сконцентрироваться на занятиях, что уменьшает эффективность образовательного процесса. Школьная форма решает данную проблему, являясь благоприятным фактором, не отвлекающим внимание. Форма - настроение для успешного обучения. Форма создает необходимый эмоциональный фон усвоения знаний, на подсознательном уровне позволяет настроиться на учебный процесс. Именно одежда предоставляет информацию о человеке: о настроении, о статусе и роде деятельности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что форма - необходимый атрибут образовательного процесса, способ решения важных возрастных и психологических проблем школьного возраста.

Комплект одежды делового стиля должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды.

Для мальчиков (юношей) в комплект входят пиджак, жилет, брюки, рубашка с короткими и длинными рукавами, галстук.

Для девочек (девушек) - пиджак, жилет, юбка, брюки, блузка с короткими и длинными рукавами, сарафан.В зимнее время в комплекты могут входить трикотажный свитер или жилет.

   

Образцы моделей школьной одежды можно просмотреть на сайтах: 

ЗАО «Калинка»

концерн «Беллегпром» http://www.bellegprom.by

Белорусский центр моды  

ЗАО МШФ «Вяснянка»  

ОАО ШТФ «Элод» Одежда делового стиля для девочек